Вход для организаций
Организации Екатеринбурга
добавить
Объявления
добавить
Работа в Екатеринбурге
добавить вакансию/резюме
Новости компаний

Слово президента (Финотдел, ОАО)


17 февраля 2012 09:46

Финансовые услуги населению названы главной болевой точкой российского потребителя
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ на пресс-конференции в РИА Новости не скрывал своей радости по поводу того, что впервые за два десятка лет существования этого общественного движения в России, на проблемы потребителей публично обратило внимание первое лицо государства. Таким образом, у различных правозащитников, подвизающихся на этой ниве, появился веский аргумент: «президент сказал!» «Для нас это историческое событие», – прокомментировал Шелищ.
Речь идет о том, что президент России Дмитрий Медведев в своем выступлении в Саранске 16 января на заседании президиума госсовета об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей назвал три основные сферы, где чаще всего происходят серьезные нарушения прав граждан. Президентский список лидеров со знаком минус возглавили финансовые услуги населению.
Речь шла, в основном, о кредитах. «Именно в этой сфере в отношениях между гражданином и банком или иной финансовой организацией, хотя они формально являются равносторонними, как и всякие другие гражданско-правовые отношения, тем не менее, здесь явно доминирует одна сторона, а другая сторона, в общем, зачастую оказывается или бесправной, или заключает договоры в форме присоединения», – заявил Дмитрий Медведев.
Как сообщил Петр Шелищ, в ходе обсуждения были высказаны предложения законодательно установить максимальный размер платы за кредит. По его мнению, в обществе всегда будут финансово безграмотные люди, не оценивающие последствий и рисков кредитования, но которым позарез нужны деньги. Если каждый американец способен назвать 200 человек из своего окружения, у которых можно попросить взаймы, то даже русская пословица ограничивается всего лишь ста друзьями. А на деле перехватывать до зарплаты приходится у микрофинансовых организаций, которые уже и прямо домой деньги привозят.
«Старуха-процентщица брала с Родиона Раскольникова 10 копеек с рубля в месяц, то есть 214% годовых. А микрофинансовые организации порой «помогают» и под 3200% годовых», – заметил эксперт.
Обсудить проблему на государственном уровне, безусловно, хорошо. Однако досадно, что этому обсуждению не предшествовала оценка ситуации, в которой сегодня находится российский потребитель. Согласно данным опросов, 80% граждан три раза в год сталкиваются с некачественным товаром или услугой. Жалобы на финансовые услуги составляют 20% от общего числа.
Безусловно, закон «О защите прав потребителей» – один из самых демократических и «народных» законов, принятых в постсоветской России. Четыре принципа, впервые сформулированные американским президентом Джоном Кеннеди – право на безопасность, информацию, выбор и жалобу – сформулированы в нем без экивоков. За двадцать лет его действия сложилась такая колоссальная правоприменительная практика относительно того, что клиент всегда прав, что многие предприниматели всерьез заговорили даже о потребительском рэкете. Как ни странно, но участники банковского рынка наоборот жалуются на незащищенность кредитора.
Еду и промышленные товары россияне выбирать с грехом пополам научились, как и возвращать через суд деньги за некачественные покупки. А вот судиться относительно услуг оказалось сложнее. По оценкам Союза потребителей, только в последний год число жалоб в регионах удвоилось, и весь этот прирост составили именно жалобы на некачественно предоставленные клиентам услуги.
Но при этом не стоит забывать, что защита прав потребителей – это не только общественная деятельность на благо народа, но и бизнес. Петр Шелищ не стал отрицать, что далеко не всем потребителям общественные организации помогают отстаивать права в суде бесплатно. «Если человеку в автосервисе плохо починили «мерседес», а дама недовольна химчисткой своей норковой шубы, бесплатного адвоката они не получат, а вот пенсионерам мы помогаем», – прокомментировал он.
Так вот, любой бизнес также способен оказывать некачественные услуги, даже если он вроде бы защищает потребителя. Элементарный пример: государство в лице Роспотребнадзора дало гражданам не рыбку, а удочку – добилось в суде признания незаконными некоторых банковских комиссий за выдачу кредита. Банковские юристы переполошились от осознания того, сколько на них свалится исков от разъяренных граждан. На фонарных столбах по всей стране тут же появились объявления юридических фирмочек с обещаниями отбить у банков все незаконно уплаченные комиссии. Народ верит, несет фирмочкам деньги, однако вовсе не факт, что суд удовлетворит такой иск, поскольку в судебной практике подобных дел сам черт ногу сломит, и суды разных регионов способны вынести диаметрально противоположные решения. Но клиент об этом ничего не знает, он верит объявлению на столбе. Ничего личного, только бизнес и еще один честный способ отъема денег у населения.
Из всех некачественных услуг финансового мира главный юрист страны Дмитрий Медведев отметил банковские кредиты и деятельность коллекторов. «Конечно, запрещать такого рода действия просто бессмысленно. Уступка прав требования существует в законодательстве с момента возникновения римского права. Никто никогда это не запрещал, это смешно просто. Таким образом, невозможно набросить удавку на соответствующий вид бизнеса – он просто будет криминализован в ещё большей степени. Запретами здесь ничего не решишь, но этот пробел в законодательстве нам придётся в той или иной степени восполнять. Как это сделать. Предлагаю обсудить, каким образом вообще в целом нам необходимо подходить к регулированию коллекторской деятельности», – прокомментировал он очередную попытку главного санитарного врача Геннадия Онищенко объявить коллекторский бизнес вне закона.
Между тем, сами коллекторы уже устали обсуждать необходимость законодательного регулирования самих себя, как и банкиры устали мечтать о законодательном регулировании выдачи потребительских кредитов. Однако, отвечая на вопрос Bankir.Ru, способно ли неожиданное внимание первого лица государства к этой проблематике подстегнуть принятие долгожданных законов, Петр Шелищ был вынужден констатировать, что вряд ли.
«Я видел проекты поручений, которые дал президент, они рассчитаны на апрель и июль. К этому времени в стране уже будет другой президент и вряд ли поручения предшественника будут у него в приоритетном списке», – сомневается эксперт.
Так что пока потребителям финансовых услуг остается уповать лишь на гражданскую сознательность самих банкиров и иже с ними. В частности, этому уже сейчас способствует институт финансового омбудсмена.
Банкиры перестали делать вид, что не понимают, в чем состоят претензии народа к ним. Так член правления ДжиИ Мани Банка Эльман Мехтиев недавно сформулировал проблему защиты прав потребителей финансовых услуг даже лучше, чем президент. «Потребитель учится на собственных ошибках и его финансовая грамотность – это наша потеря доверия», – заявил он на одной из конференций по маркетингу.
А президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян не устает высказываться на тему того, что быть порядочным, чутким и открытым бизнесменом не только социально ответственно, но и выгодно, а погоня за прибылью без оглядки на вечные заповеди карается жизнью по закону бумеранга.



просмотров: 546

Все новости этой компании
Другие новости компаний


Copyright © «Екатеринбург 24», 2009-2024
Контакты Реклама на сайте Правовая информация Карта портала